Интервалы играют ключевую роль в музыке, формируя ее гармоническую и мелодическую основу. Интервал в музыке - это расстояние между двумя нотами (или звуками) по высоте, выраженное в тонах и полутонах. Понимание интервалов необходимо как композиторам для сочинения музыки, так и исполнителям для верной интонации.
Существует множество разновидностей интервалов в музыке. Давайте разберемся в их многообразии.
Интервалы делятся на простые (включающие не более одной октавы) и составные (больше одной октавы).
По качественной характеристике звучания выделяют чистые интервалы, не нуждающиеся в заданном строе в исправлении, и характеризующиеся консонансом (созвучием), а также большие и малые интервалы.
По степени консонанса интервалы делятся на консонирующие (наиболее созвучные, например, терции и кварты) и диссонирующие (наименее созвучные, например, септимы и секунды).
Кроме того, встречаются увеличенные и уменьшенные интервалы (измененные по сравнению с основными видами на полутон) и обращения интервалов (нижний звук ставится выше верхнего и наоборот).
Таким образом, существует множество разновидностей интервалов, которые определенным образом влияют на выразительность музыки.
Каждый интервал в музыке имеет свое название в зависимости от количества входящих в него ступеней (нот). Рассмотрим наименования интервалов подробно:
Прима - самый простой интервал, состоящий из двух одинаковых по высоте нот. Является максимальным консонансом, так как оба звука сливаются в унисон. Прима создаёт ощущение устойчивости и целостности.
Секунда - из двух соседних ступеней, например, до-ре или си-до. Обладает резким, диссонирующим звучанием. Различают большую секунду (целый тон) и малую секунду (полутон). Малая секунда создаёт сильное напряжение.
Терция - из трех ступеней. Бывает малая терция (3 полутона) и большая терция (4 полутона). Терции образуют мягкое созвучие, применяются в построении аккордов.
Кварта - чистый консонирующий интервал из 4 ступеней (2 тона 1 полутон). Отличается устойчивым характером звучания, применяется в гармонии и мелодии.
Квинта - из 5 ступеней, также консонирующий, с ярким, открытым звучанием. Играет важную роль в построении музыкальной ткани, аккордов.
Секста - консонантный из 6 ступеней. Различают малую сексту и большую сексту. Применяется как в мелодии, так и в аккордах.
Септима - диссонирующий из 7 ступеней. Создаёт эффект напряжённости, неустойчивости. Часто используется в джазе.
Октава - совершенный консонанс из 8 ступеней. Обладает полным, монументальным звучанием, создающим ощущение завершённости мелодического или гармонического построения.
Как видно, название каждого интервала происходит от его количества ступеней - прима, секунда, терция и т.д. до октавы. Знание этих музыкальных терминов важно как для композиторов, так и для всех музыкантов, изучающих сольфеджио и гармонию.
В музыке интервалы строятся с использованием двух основных компонентов - тонов и полутонов.
Полутон - это минимальное расстояние между двумя нотами, например переход от до к до-диез на фортепиано.
Тон же в два раза больше полутона, он равен двум полутонам. К примеру, переход от до к ре - это тон, целостепенный интервал.
Давайте рассмотрим сколько тонов и полутонов содержится в каждом музыкальном интервале:
Прима - 0 тонов и 0 полутонов (оба звука одинаковые по высоте).
Малая секунда - 0 тонов и 1 полутон (наименьший по размеру интервал).
Большая секунда - 1 тон (2 полутона).
Малая терция - 1 тон и 1 полутон.
Большая терция - 2 тона (4 полутона).
Чистая кварта - 2 тона 1 полутон.
Тритон - 3 тона (6 полутонов) - наиболее диссонирующий интервал.
Чистая квинта - 3 тона 1 полутон.
Малая секста - 3 тона 2 полутона.
Большая секста - 4 тона (8 полутонов).
Малая септима - 4 тона 2 полутона.
Большая септима - 5 тонов (10 полутонов).
Чистая октава - 6 тонов (12 полутонов) - самый созвучный интервал после примы и унисона.
Как видим, строение интервалов в музыке подчиняется определенной закономерности в соотношении тонов и полутонов. Эти соотношения создают уникальный характер звучания каждого интервала, используемого как в мелодиях, так и в аккордах.
Таблица 1. Основные интервалы в музыке с их характеристиками
Название интервала |
Ступени |
Тоны |
Полутоны |
Качественная характеристика |
---|---|---|---|---|
Прима |
1 |
0 |
0 |
Чистая |
Малая секунда |
2 |
0 |
1 |
|
Большая секунда |
2 |
1 |
2 |
|
Малая терция |
3 |
1 |
3 |
|
Большая терция |
3 |
2 |
4 |
|
Чистая кварта |
4 |
2 1/2 |
5 |
Чистая |
Тритон |
6 |
3 |
6 |
Увеличенная кварта / уменьшенная квинта |
Чистая квинта |
5 |
3 1/2 |
7 |
Чистая |
Малая секста |
6 |
3 |
8 |
|
Большая секста |
6 |
4 |
9 |
|
Малая септима |
7 |
4 |
10 |
|
Большая септима |
7 |
5 |
11 |
|
Чистая октава |
8 |
6 |
12 |
Чистая |
Данная таблица интервалов в музыке показывает их количественные характеристики, важные как в сольфеджио, так и в гармонии. Знание этих свойств интервалов позволяет музыкантам верно их строить, понимать структуру мелодий и аккордов.
Интервалы играют ключевую роль в формировании выразительности и гармонической основы музыкального произведения. Они являются структурными элементами при создании мелодий, аккордов, гамм.
Различные интервалы обладают уникальными звуковыми характеристиками. Консонирующие интервалы (терции, кварты, квинты, октавы) создают ощущение созвучности и устойчивости. А диссонирующие интервалы (секунды, септимы, тритоны) придают музыке напряжённость и неустойчивость.
Композиторы используют эти свойства интервалов для выражения различных эмоций - радости, печали, тревоги и так далее. Например, малая секунда часто передаёт томление, напряжение. А большая секста звучит радостно, приподнято.
Манипулируя интервалами, музыканты управляют эмоциональным восприятием мелодии слушателями. Понимание природы и взаимосвязи интервалов критически важно как для сочинения, так и для анализа музыки.
Итак, подводя итог, отметим центральную роль интервалов в музыкальном искусстве. Интервалы - это кирпичики, из которых строится здание музыкального произведения. Будь то простая песня или грандиозная симфония, в их основе лежит чёткое понимание свойств и взаимосвязи интервалов. Поэтому глубокое изучение интервальных соотношений крайне важно как для композиторов и исполнителей, так и для слушателей музыки, стремящихся осознанно воспринимать всю её красоту и безграничную выразительность.